Основные термины и определения
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
А |
---|
Автопоездтягач с одним или несколькими полуприцепами или прицепами, разгружающимися через дно, опрокидыванием назад или набок | |
Автосамосвалавтомобиль, у которого двигатель, шасси и кузов (грузовая платформа), разгружаются опрокидыванием назад (или набок), расположены на одной жесткой раме | |
В |
---|
Влажностьсодержание воды в транспортируемом материале, определяется высушиванием в сушильном шкафу предварительно взвешенной порции груза при температуре +105 °С в течение 4 ч и выражается в процентах | |
Внутренний транспортТранспорт, работающий в границах подземного горного предприятия | |
Г |
---|
Грузооборотколичество груза в тоннах или кубических метрах, перемещаемого за сутки или год в пределах горного предприятия | |
Грузоподъемностьнаибольшая допустимая к перевозке автомобилем масса груза | |
ГрузопотокКоличество груза в тоннах или кубических метрах, перемещенного по определенной трассе в единицу времени (смену, час, минуту) | |
Д |
---|
Дорожная одеждавыполняется в один или несколько конструктивных слоев из различных материалов | |
ДоставкаПеремещение горной массы по забоям и от забоев до поверхности конвейерами | |
Думпкарывагоны, разгружаемые наклоном кузова в сторону при одновременном опускании или поднятии борта, а комбинации этих двух движений | |
К |
---|
Колесная формулаэто цифровое обозначение общего числа колес автомобиля (первая цифра) и числа ведущих колес (вторая цифра) | |
Комплекс шахтного транспортауправляемая система, объединяющая транспортные машины, установки и вспомогательное оборудование (включая перегрузочные, погрузочно-разгрузочные устройства, а также средства диспетчеризации и автоматизации) и предназначенная для перемещения полезного ископаемого, породы, закладочного материала и вспомогательных грузов по определенным транспортным коммуникациям в заданном направлении. | |
Комплексы околоствольных дворовтранспорт для приема полезного ископаемого и породы и перегрузки их в средства подъема, а также для приема вспомогательных грузов с поверхности и направления их к забоям | |
Коэффициент тарыотношение массы груза к грузоподъемности | |
Кусковатость (гранулометрический состав)количественное соотношение кусков различной крупности в горной массе (в % по массе).
| |
Л |
---|
Липкостьсклонность насыпных грузов к сводообразованию – самопроизвольному возникновению сводов под выпускными отверстиями блоков, рудоспусков, бункеров и других емкостей | |
М |
---|
Магистральные транспортные комплексыкомплексы, размещенные в главных горизонтальных и капитальных наклонных выработках, предназначенные для транспортирования полезного ископаемого и породы от участковых транспортных комплексов до околоствольного двора, вспомогательных грузов и перевозки людей от околоствольного двора к участковым выработкам | |
Масса тарысобственная масса машины | |
Мощность двигателяпоказатель тягово-эксплуатационных свойств автомобиля | |
О |
---|
Основаниенесущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или непосредственно на грунт земляного полотна | |
Откаткаперемещение горной массы в вагонетках по рельсовым путям с углом наклона от 0 до 30º
| |
П |
---|
Платформывагоны, используемые на карьерах для доставки материалов, оборудования, при укладке звеньев пути кранами | |
Плотность грузаотношение массы груза к занимаемому им объему, т.е. массу единицы объема (т/м3) | |
ПодъемПеремещение горной массы в вагонетках и скипах по рельсовым путям с углом наклона более 30º и конвейерами по наклонным стволам шахт (независимо от угла наклона) | |
Покрытиеверхний слой дорожной одежды, который в свою очередь состоит из слоя износа, периодически возобновляемого по мере его истирания, и основного слоя, определяющего эксплуатационные свойства покрытия | |
Производительностьколичество груза, транспортируемое в единицу времени | |
Р |
---|
Роза ветровграфик, изображающий режим ветра в данной местности (обычно строится по многолетним данным для месяца, сезона, года). | |
С |
---|
Самоходные машины рудничного транспортапогрузочные машины, подземные экскаваторы и бульдозеры, а также погрузочно-транспортные машины, самоходные вагоны и подземные автосамосвалы, специальные транспортные самоходные машины для перевозки вспомогательных грузов и людей | |
Сила сопротивления движениюнеуправляемая внешняя сила, различная для каждого из видов транспортных машин, но всегда зависящая от степени загрузки машины, режима ее работы, характера трассы (величины уклона, наличия криволинейных участков и т.д.) и скорости движения | |
Сила тягиуправляемые внешние силы, создаваемые при взаимодействии ведущего колеса машины цикличного действия с внешней опорой (рельсами или дорогой), а при непрерывном транспорте — тягового органа с приводными барабанами, приводными звездочками, блоками и другими элементами для преодоления сопротивления движению | |
Т |
---|
Транспорт поверхноститранспорт, обеспечивающий вывоз полезного ископаемого из шахты и доставку оборудования и различных материалов с поверхности в шахту | |
У |
---|
Угол естественного откоса насыпного грузаугол, образуемый свободной поверхностью сыпучей массы с горизонтальной плоскостью, на которой он покоится | |
Универсальные полувагоныприменяют для транспортирования легких мелкокусковых полезных ископаемых на внешнюю сеть потребителю и на обогатительную фабрику | |
Участковые транспортные комплексыкомплексы, работающие в горизонтальных, наклонных и вертикальных выработках, расположенных в пределах выемочной панели или выемочного участка; предназначены для транспортирования полезного ископаемого от очистных забоев до основного горизонта шахты, полезного ископаемого и породы или только породы от подготовительных забоев до основного горизонта, доставки оборудования и вспомогательных грузов к очистным и подготовительным забоям и для перевозки людей | |