Абразивностьсвойство горной массы истирать (изнашивать) взаимодействующие с ней поверхности (загрузочные лотки, кузова вагонов и автомобилей, конвейерные ленты и т.д.) в процессе погрузки, транспортирования и разгрузки |
Автопоездтягач с одним или несколькими полуприцепами или прицепами, разгружающимися через дно, опрокидыванием назад или набок |
Автосамосвалавтомобиль, у которого двигатель, шасси и кузов (грузовая платформа), разгружаются опрокидыванием назад (или набок), расположены на одной жесткой раме |
Влажностьсодержание воды в транспортируемом материале, определяется высушиванием в сушильном шкафу предварительно взвешенной порции груза при температуре +105 °С в течение 4 ч и выражается в процентах |
Внутренний транспортТранспорт, работающий в границах подземного горного предприятия |
Грузооборотколичество груза в тоннах или кубических метрах, перемещаемого за сутки или год в пределах горного предприятия |
Грузоподъемностьнаибольшая допустимая к перевозке автомобилем масса груза |
ГрузопотокКоличество груза в тоннах или кубических метрах, перемещенного по определенной трассе в единицу времени (смену, час, минуту) |
Дорожная одеждавыполняется в один или несколько конструктивных слоев из различных материалов |
ДоставкаПеремещение горной массы по забоям и от забоев до поверхности конвейерами |
Думпкарывагоны, разгружаемые наклоном кузова в сторону при одновременном опускании или поднятии борта, а комбинации этих двух движений |
Колесная формулаэто цифровое обозначение общего числа колес автомобиля (первая цифра) и числа ведущих колес (вторая цифра) |
Комплекс шахтного транспортауправляемая система, объединяющая транспортные машины, установки и вспомогательное оборудование (включая перегрузочные, погрузочно-разгрузочные устройства, а также средства диспетчеризации и автоматизации) и предназначенная для перемещения полезного ископаемого, породы, закладочного материала и вспомогательных грузов по определенным транспортным коммуникациям в заданном направлении. |
Комплексы околоствольных дворовтранспорт для приема полезного ископаемого и породы и перегрузки их в средства подъема, а также для приема вспомогательных грузов с поверхности и направления их к забоям |
Коэффициент тарыотношение массы груза к грузоподъемности |
Кусковатость (гранулометрический состав)количественное соотношение кусков различной крупности в горной массе (в % по массе).
|
Липкостьсклонность насыпных грузов к сводообразованию – самопроизвольному возникновению сводов под выпускными отверстиями блоков, рудоспусков, бункеров и других емкостей |
Магистральные транспортные комплексыкомплексы, размещенные в главных горизонтальных и капитальных наклонных выработках, предназначенные для транспортирования полезного ископаемого и породы от участковых транспортных комплексов до околоствольного двора, вспомогательных грузов и перевозки людей от околоствольного двора к участковым выработкам |
Масса тарысобственная масса машины |
Мощность двигателяпоказатель тягово-эксплуатационных свойств автомобиля |
Основаниенесущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или непосредственно на грунт земляного полотна |
Откаткаперемещение горной массы в вагонетках по рельсовым путям с углом наклона от 0 до 30º
|
Платформывагоны, используемые на карьерах для доставки материалов, оборудования, при укладке звеньев пути кранами |
Плотность грузаотношение массы груза к занимаемому им объему, т.е. массу единицы объема (т/м3) |
ПодъемПеремещение горной массы в вагонетках и скипах по рельсовым путям с углом наклона более 30º и конвейерами по наклонным стволам шахт (независимо от угла наклона) |
Покрытиеверхний слой дорожной одежды, который в свою очередь состоит из слоя износа, периодически возобновляемого по мере его истирания, и основного слоя, определяющего эксплуатационные свойства покрытия |
Производительностьколичество груза, транспортируемое в единицу времени |
Роза ветровграфик, изображающий режим ветра в данной местности (обычно строится по многолетним данным для месяца, сезона, года). |
Самоходные машины рудничного транспортапогрузочные машины, подземные экскаваторы и бульдозеры, а также погрузочно-транспортные машины, самоходные вагоны и подземные автосамосвалы, специальные транспортные самоходные машины для перевозки вспомогательных грузов и людей |
Сила сопротивления движениюнеуправляемая внешняя сила, различная для каждого из видов транспортных машин, но всегда зависящая от степени загрузки машины, режима ее работы, характера трассы (величины уклона, наличия криволинейных участков и т.д.) и скорости движения |
Сила тягиуправляемые внешние силы, создаваемые при взаимодействии ведущего колеса машины цикличного действия с внешней опорой (рельсами или дорогой), а при непрерывном транспорте — тягового органа с приводными барабанами, приводными звездочками, блоками и другими элементами для преодоления сопротивления движению |
Транспорт поверхноститранспорт, обеспечивающий вывоз полезного ископаемого из шахты и доставку оборудования и различных материалов с поверхности в шахту |
Угол естественного откоса насыпного грузаугол, образуемый свободной поверхностью сыпучей массы с горизонтальной плоскостью, на которой он покоится |
Универсальные полувагоныприменяют для транспортирования легких мелкокусковых полезных ископаемых на внешнюю сеть потребителю и на обогатительную фабрику |
Участковые транспортные комплексыкомплексы, работающие в горизонтальных, наклонных и вертикальных выработках, расположенных в пределах выемочной панели или выемочного участка; предназначены для транспортирования полезного ископаемого от очистных забоев до основного горизонта шахты, полезного ископаемого и породы или только породы от подготовительных забоев до основного горизонта, доставки оборудования и вспомогательных грузов к очистным и подготовительным забоям и для перевозки людей |